По преступлению в месяц? «Норникель» снова в центре экологического скандала

30.06.20

Спустя всего месяц после разлива нефтепродуктов на Таймыре «Норникель» оказался в центре нового скандала. На этот раз речь идет о несанкционированном сбросе загрязненных вод

В конце мая Красноярский край оказался в центре экологической катастрофы. Из запасного резервуара ТЭЦ-3 Норникеля вылилось порядка 20 тысяч тонн дизельного топлива, которые попали в реки Пясина, Далдыкан и Амбарная, а уже оттуда огромное пятно начало дрейфовать в сторону Карского моря. Громкий скандал, многомиллиардный ущерб, Президент взял дело под личный контроль. И всего месяц спустя общественники Норильска вместе с представителями Greenpeace России зафиксировали слив зараженных вод с хвостохранилища Талнахской обогатительной фабрики, принадлежащей «Норникелю». Жидкость выливалась через две 450 миллиметровых трубы.



«МЕТЕО» пообщался с Иваном Блоковым, директором департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России.

- Иван, был действительно очередной сброс в Норильске?

- На момент, когда там находились представители Greenpeace, происходила перекачка воды из отстойников на рельеф. Поскольку это воды от переработки металлических руд, то без тяжелых металлов там просто не обойтись. Эта вода была бесспорно загрязнена. Чем именно, мы не знаем. Но наиболее вероятно, что сброс происходил долго, потому что станция перекачки стояла плотно, труба лежала довольно долго.

- А пробы воды взяли?

- Да, конечно. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин пытался вывезти пробы в Новосибирск. Но служба безопасности в аэропорту Норильска не дала этого сделать, обосновав это тем, что необходимо разрешение «Норникеля». При всем при том в компании утверждают, что это была чистая вода. То есть нельзя вывозить чистую воду, которая безопасна для перевозки? Сдать пробы на анализ в Норильскую лабораторию мы не можем, потому что не можем доверять ей до конца. Более того, «Норникель» пытался настолько быстро убрать трубы на месте сброса, что бульдозер смял весь капот полицейской машины, на которой приехал прокурор.


Фото: Телеграм-канал «Стрелка»

- И что теперь?

- Я начну с того, что это явное нарушение закона, а по мнению некоторых юристов, может являться преступлением. Я не знаю законного способа сбрасывать что-то на рельеф. Все утверждения компании о том, что нарушение было, но маленькое, и вода, якобы, была прозрачной, я не принимаю! Это несерьезно. Более того непонятно, как это произошло после предыдущего сброса нефтепродуктов? Я надеюсь, что представители контролирующих и надзорных органов, а в нашем случае это Росприроднадзор, просто хорошо и качественно сделают свою работу. Но недавний розлив нефтепродуктов показал, что государственные структуры работают очень плохо. Я подчеркиваю, что не просто плохо, а очень плохо! Не была проведена масштабная проверка на «Норникеле». Была ли проблема привезти туда людей и провести проверку? Думаю, нет. Поэтому я не исключаю того факта, что Greenpeace России придется вмешиваться.

В "Норникеле" всю вину за случившееся возлагают на руководство Талнахской обогатительной фабрики. 

"Было допущено грубое нарушение правил эксплуатации хвостохранилища фабрики. Ответственные лица Талнахской обогатительной фабрики отстранены от исполнения своих обязанностей", — говорится в официальном сообщении компании.

Компания начала служебное расследование. Как сообщает пресс-служба, для мониторинга ситуации и оценке последствий "Норникель" взаимодействует с Росприроднадзором и МЧС.

Надо сказать, что опыт взаимодействия компании и контролирующих органов включает в себя интересные эпизоды. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова после разлива нефтепродуктов 3 июня вылетела в Норильск из аэропорта Внуково на самолете Bombardier Challenger 850, который принадлежит компании «Норникель». Конечно, можно предположить, что Светлана Геннадьевна воспользовалась такой возможностью, чтобы как можно быстрее попасть на место аварии и успеть доложить Президенту о ситуации. Вот только в это же время в Норильск вылетели два регулярных рейсовых самолета. Стоимость полёта на бизнес-джете составляет 150 тысяч долларов. Вряд ли в Росприроднадзоре предусмотрены такие командировочные.


Полина Прохорова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: