Может ли антарктическое оледенение увеличиваться?

Ранее Межправительственная комиссия ООН по изменению климата неоднократно заявляла о стремительном сокращении льдов «Белого континента». В частности, громкие заявления о катастрофическом таянье в западной части континента, делались в мае 2013 года. Эта информация с лихвой была подхвачена журналистами, в том числе и таких уважаемых «медийных тяжеловесов», как BBC. Дошло до прогноза повышения уровня Мирового океана почти на полтора метра через считанные годы, и т.д.

Однако теперь специалисты NASA заявляют буквально следующее. На основе анализа спутниковых данных, которые систематически ведутся с 1992 года, оказывается, что на большей части континента (за исключением некоторых западных районов) ледовая толща увеличивается. Никаких теорий, никакого моделирования – просто факт! Более того – ученые связывают увеличение ледового панциря с глобальным потеплением!

Является ли это противоречием? На самом деле нет. Физическую модель ледника на самом простом уровне можно представить в виде двух зон, связанных между собой. В пределах одной зоны доминируют отрицательные температуры, и происходит накопление снега, который в течение нескольких лет трансформируется в лед. Другая же зона, которая находится ближе к океану, часто подвергается воздействию теплых воздушных масс – особенно летом. Поэтому здесь происходит интенсивное таянье, отколы льдин и айсбергов, ледовые обвалы, и т.д.

Баланс массы ледника, в самом упрощенном виде, представляет собой весы: на одной из чаш накопление снега в центральных частях ледника, на другой – сток льда и его таянье. Какая чаша перевесит, в таком направлении и будет меняться масса ледника.

Глобальное потепление в разных регионах проявляется по-разному. Интенсивнее всего оно происходит в Арктике и Северной Евразии. Антарктида не является одним из очагов аномалии тепла. Кроме того, на «Белом континенте» настолько холодно, что потепление даже на несколько градусов не приведет к существенной потере массы. Образно говоря, леднику неважно, какая температура над его поверхностью, -20 или -25. Некоторую роль может сыграть только увеличение повторяемости оттепелей на самых окраинах ледникового гиганта.

А вот увеличение осадков над безмолвными полями Антарктики вполне может склонить чашу весов в сторону роста оледенения. Метеорологи хорошо знают, что глобальное потепление, в целом, сопровождается средним планетарным увеличением количества осадков. Это происходит в силу простой закономерности: чем выше температура, тем больше воздух может вмещать влаги. Правда, это вовсе не означает, что осадков должно больше выпасть именно над Антарктидой. Но физически это вполне возможно.
Вот и получается, что рост массы антарктического ледового щита выглядит вполне реалистично – причем на фоне глобального потепления. Интересно, что эта гипотеза подтверждается для некоторых горно-ледниковых районов мира – например для горного оледенения Скандинавии или Аляски.

Вопрос динамики антарктического ледового щита требует серьезного и всестороннего изучения. А вот такая серьезная организация, как Межправительственная комиссия ООН по изменению климата, честно говоря, выглядит чрезмерно публично, поспешно заявляя о каких-то катастрофических процессах в Антарктиде. Это ставит серьезную науку на одну прямую с журналистикой не самого высокого уровня!