Маленькие насекомые становятся большой экологической проблемой

В Сочи оказались под угрозой исчезновения редкие самшиты. Их съела огнёвка, которая нашла на нашем юге обширную кормовую базу. Впервые она была обнаружена в 2012 году. Тогда ее случайно завезли вместе с саженцами растений для Олимпиады.

В стране сейчас активно распространяются и другие вредители. Например, в том же Сочи — пальмовый долгоносик, пальмовый мотылек, дубовый блошак, каштановая орехотворка (по названиям понятно, какие деревья они едят).

Бороться с завезёнными вредителями всегда очень сложно. Многие из них не реагируют на пестициды. Например, с огнёвкой справиться могут только энтомофаги — насекомые-хищники. Но завезти их из Европы в прошлом году было практически невозможно из-за «ковидных» ограничений, так что учёные и биологи потеряли время.

Для орехотворки, вроде бы, нашли  энтомофаг. Непарного шелкопряда, который «завоевал» уже территорию 15 регионов РФ, тоже планируется уничтожать энтомофагом, который поедает личинки внутри яиц. Но, к сожалению, слишком поздно плакать по ясеневым рощам в Воронежской области. Их съела ясеневая изумрудная узкотелая златка.

«В целом биологические способы борьбы с вредителями можно только приветствовать. Во всём мире этой сейчас активно проводится. Врагов вредителей (то есть хищников и паразитов) разводят на специальных предприятиях, а потом выпускают в природу. В отличие, например, от химии, хищники или паразиты "воюют" только с конкретным вредителем. Например, наездник, специализирующийся на гусеницах, не станет нападать на медоносных пчёл, а хищник, пожирающий тлей, не интересуется бабочками-опылителями», -  говорит энтомолог, кандидат биологических наук Максим Клепиков.

Но возникает другая проблема: на особо охраняемых природных территориях по закону запрещена обработка пестицидами и применение «чужеродных» живых существ. Минприроды теперь будет вносить в него послабления.

Пресечь распространение вредителей помогла бы и экстренная рубка пораженных деревьев. Но сейчас «охраняется законом», без преувеличения, каждое дерево. Не так-то просто и обязать владельцев частных территорий уничтожить насаждения, которые уже нельзя спасти.