Пробка из судов на Северном морском пути

Почти 20 судов оказались в ледовой ловушке! Они заблокированы в Северном Ледовитом океане и не могут выбраться самостоятельно. А значит может сорваться северный завоз! Люди на Крайнем севере останутся без столь необходимых продуктов и вещей.  

На помощь идут атомные ледоколы, но быстро  всех вывести не смогут, некоторым кораблям придется остаться в ледовом плену почти до Нового года!  А всё потому что Северный морской путь покрылся льдом намного раньше, чем в предыдущие годы. И судовладельцы, рассчитывая на глобальное потепление, просто решили не запрашивать ледовое сопровождение.  

Северный морской путь - чрезвычайно важная артерия, которая   пролегает  по арктическим морям, омывающим Россию. Протяженность пути от пролива Карские ворота до Бухты Провидения составляет 5600 километров.

В конце ноября навигация в восточном секторе обычно невозможна без  специального ледового сопровождения. В прошлом году ледовая обстановка была простой. И морские суда смогли обойтись без помощи ледоколов. Но в этом году в восточном секторе Севморпути заметно похолодало. Процесс ледообразования начался на 2 недели раньше, впервые за последние 7 лет. Но представители бизнеса решили не пользоваться помощью ледоколов и не запрашивать ледовое сопровождение.  В итоге корабли  оказались скованы льдами. Суда стоят в районе Певека, в бухте Север, у мыса Дежнева,  мыса Желания и у острова Диксон.

Следует в этой связи напомнить непростую и поучительную историю освоения Северного морского пути. Потепление Арктики в 1930-х годах породило излишне радужные надежды на скорое и полное освобождение ото льдов этой водной артерии. Однако надеждам этим не суждено было сбыться. Грозным предупреждением наивным оптимистам послужила катастрофа, постигшая в 1934 году ледокол «Челюскин». Увы, в середине двадцатого века потепление сменилось похолоданием, ледовитость Арктических морей вновь возросла, и о планах освоения Северного морского пути пришлось надолго забыть. Это подтверждает сложный и немонотонный характер происходящих климатических изменений. Бездумная экстраполяция текущих климатических трендов на близкое и не очень близкое будущее, утверждения о скором исчезновении арктических льдов и круглогодичной навигации вдоль Северного морского пути без сопровождения ледоколов не имеют научных оснований. Нет, ледокольный флот не встанет на вечный прикол и никуда не денется – как и арктические льды! Нужно всегда быть готовым к любым неожиданным изменениям и погоды, и климата.

рассказал главный специалист прогностического центра «Метео» Михаил Локощенко.

Вот как комментирует текущую погодную обстановку  в этих районах руководитель прогностического центра «Метео» Александр Шувалов.

Ноябрь этого года абсолютно не похож на предыдущие годы. Сейчас на трассе Северного морского пути ноябрьская аномалия температуры превышает норму совсем немного на 0,5 - 2,5 градуса. В то время, как год назад среднемесячная температура била рекорды тепла. В Певеке было на 9, а на Мысе Челюскина почти на 12 градусов выше нормы. Сейчас в этих районах обосновался очень устойчивый во времени и пространстве антициклон, который будет определять холодную погоду с температурой минус 25-30 градусов, по крайней мере, до конца этой недели. Однако, следует иметь в виду, что ледовая обстановка определяется не только погодой...

сообщил Александр Шувалов.

В ситуации, когда ледокольное сопровождение понадобилось всем и сразу,  оперативно получить его непросто.  В обычных условиях  ледовое сопровождение запрашивается за 15 суток до  прохода по маршруту.

В настоящий момент в акватории Севморпути работают три атомных ледокола: Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В начале декабря к ним присоединится атомоход «50 лет Победы», а затем – головной универсальный атомный ледокол «Арктика». Таким образом, до конца декабря  все проблемы с проводкой судов будут решены, а северный завоз будет выполнен в полном объеме. 

Северный завоз – это обеспечение жизненно-необходимыми вещами и продуктами тех, кто живет и работает на Крайнем Севере.

Кстати, по оценкам ученых, примерно через 15 лет Северный морской путь может полностью очиститься ото льда, и тогда можно будет перейти на круглогодичную навигацию! России это даст возможность на 30 % сократить морской путь из Европы в Азию!  Но это лишь приблизительные подсчеты.