В погоне за углеродной нейтральностью

Российские промышленные предприятия и транспорт высвобождают в атмосферу огромные объемы CO2. Часть его поглощается зеленой биомассой (лесами, лугами, полями, болотами). Но только лишь малая часть. Намного больше остается в атмосфере. Россия эмитирует в год около 1,5 млрд тонн углекислого газа, а «зеленые» лесные фильтры успевают поглотить не больше 395 млн тонн углерода.

В связи с этим перед Россией встает важная задача из области углеродной политики. Нам необходимо добиться углеродной нейтральности, и сделать это до 2023 года. Иначе на Россию обрушится тяжесть трансграничного налога на импорт со стороны Европейского союза, и мало не покажется. В год Россия будет терять по разным подсчетам от шести до двадцати миллиардов евро.

Единственное возможное решение – это снизить выбросы СО2 до уровня его поглощения природой. Ученые работают над решением данной проблемы. В частности, в феврале 2021 года были созданы карбоновые полигоны. Проект инициирован Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и в нем принимают участие университеты и научные организации. Карбоновые полигоны – это территории, чьей первостепенной задачей является реализация мер контроля за выбросами парниковых газов. Помимо прочего, территории обладают уникальной экосистемой.

Карбоновые полигоны созданы в Калининградской области, Чеченской республике, Краснодарском крае, Свердловской, Тюменской, Новосибирский и Сахалинской областях. Данные, полученные при изучении поглощения полигонами углекислого газа, радуют. Так, 1 гектар поверхности поглощает 7 тонн углерода. А что касается обычного леса, то 1 тонну может поглотить 2,5 гектара. Разница сама бросается в глаза!

Получены и другие интересные многообещающие данные. На Сахалине 1 гектар молодого леса лиственницы (а молодые быстрее и лучше управляются с CO2) способен уловить из атмосферы до 3,7 тонн углекислого газа. 

Хотя радоваться несколько преждевременно, и проблем в этой области остается много. Лес надо посадить и вырастить до того состояния, когда он сможет поглощать парниковый газ. Расходы на это потребуются, и немалые.

Но надежды на решение углекислой проблемы у России все же имеются!