Первый зверь, который удостоился чести быть нарисованным

Человечество с древних времен тяготело к живописи. Изначально, по словам ученых – археологов, историков, филологов, изображения играли культовую роль. Они могли служить будущим охотникам своеобразными «учебниками», моделировали реальность, а всем остальным членам племени напоминали, за счет кого племя выживает. На стенах пещер, в которых обитали древние люди, остались нарисованные зубры, мамонты, быки, медведи, лошади. Имеются и схематичные изображения, вероятно, символы, связанные с удачей и плодородием, а также изображения фантастических существ. И на открытых пространствах сохранились изображение, правда, не рисованные, а выбитые на камнях – петроглифы.

Найденный недавно на индонезийском острове Сулавеси рисунок свиньи признан древнейшим. Первобытный художник создал его 45,5 тысяч лет назад. Это стало известно после проведения уран-ториевого датирования.

Сулавеси был заселен давно – гораздо раньше, чем анонимный художник создал изображение. Самые ранние находки каменных орудий датируются временем от 194 до 118 тысяч лет назад. Впрочем, генезис их создателей неясен – кем были эти гоминиды, мы не знаем. А люди современного вида оказались здесь не ранее 73 тысяч лет назад.

На юго-западе Сулавеси разведано уже около 300 пещер с наскальными рисунками, многие из которых образуют целые сцены. И открытия продолжают совершаться. Преобладающие животные на стенах пещер – это свиньи и карликовые быки аноа, жившие на Сулавеси рядом с древними гоминидами. Рисованные свиньи лидируют с огромным отрывом. Изображали их красной краской, звери повернуты в профиль. Под рукой у древних живописцев была охра – натуральный минеральный пигмент.

Ученые обнаруживают на Сулавеси также изображения растопыренных ладоней. Руку прикладывали к стене и фон закрашивали. Подобные изображение найдены и на территории Европы. Однако, как подчеркивают исследователи, это сходство не является следствием подражания. Древние художники, разделенные огромным расстоянием, параллельно творили в схожей манере. Кстати, самое раннее изображение – но не животного, а схематичный узор из линий – был создан 73 тысячи лет назад на территории современной ЮАР.

Свинья в некоторых культурах считается нечистым животным, а следовательно, непригодным в пищу. У нас это нашло отражение в поговорках «испачкаться как свинья», что равносильно православному покаянному канону к Христу, в котором есть такие слова: «Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу». 

Но в иных культурах свинья считалась великим и могучим животным. Древние ирландцы считали свинью волшебным существом, обитающим между разными мирами и связанными с мудростью, а свинопасы в ирландских мифах выступали благодаря своей связи со свиньями великими колдунами. А древние германцы почитали кабанов как животных войны и плодородия. 

Многие германо-скандинавские боги ездили на кабанах и свиньях, что подчеркивало их могущество как богов войны и одновременно процветания.