Соединенные штаты Америки активно проводили ядерные испытания в прошлом веке. И хотя с тех пор прошёл не один десяток лет, природа до сих пор помнит о случившемся. В атмосферу попало огромное количество радиоактивных изотопов. Их следы до сих пор присутствуют в меде, который собирают современные американские пчелы.
Обнаружил это профессор геохимик-эколог Джим Каст, преподаватель из Университета Уильяма и Мэри в штате Вирджиния. Он предложил своим студентам принести для анализа различные продукты. Все они показали малое содержание радиоактивных изотопов – все, кроме меда, собранного в Северной Каролине.
Количество цезия-137 в нем зашкаливало, превышая высчитанные показатели для других продуктов. Заинтересованный Каст начал анализировать другие образцы меда, собранного в восточной части США. Более чем в половине образцов цезия оказалось больше, чем надо.
Уровень цезия в меде выше в той местности, где в почве содержится мало калия, который выступает для растений источником питательных веществ. Калия и цезий похожи по своим атомным свойствам. Поэтому если в почве мало калия, но много цезия, растения поглотят остатки разрывов бомб, а потом цезий вместе с нектаром соберут пчелы. Так радиоактивный элемент окажется в меде. Но есть и хорошая новость: есть такой мед можно – для человека он не опасен.
Впрочем, история с медом не идет ни в какое сравнение с тем, что произошло у атолла Бикини после очередного испытания бомбы. В 1954 году из-за взрыва водородной бомбы «Касл Браво» на огромную территорию выпал радиоактивный пепел, пострадало множество рыболовных шхун, находившихся в той местности. Рыбаки заболевали лучевой болезнью и умирали от нее. Более четырехсот с половиной тонн свежевыловленного тунца пришло в полную негодность, он стал опасен для человека.