На Чернобыльской АЭС произошел ядерный взрыв?

Новые исследования шведских ученых показали, что первый взрыв, произошедший на Чернобыльской АЭС, был ядерным, а его мощность составила 75 тонн в тротиловом эквиваленте. В своем исследовании они опирались на концентрации изотопов ксенона в образцах череповецкой фабрики по сжижению воздуха и моделирование погодных условий после катастрофы, которая произошла ночью 26 апреля 1986 года.

Сейчас общепринятой версией считается, что первый из двух взрывов произошёл из-за того что вода в системе охлаждения испарилась, давление в трубах резко возросло и разорвало их. В новой работе шведские ученые ставят такую версию событий под сомнение, и говорят, что первый взрыв был небольшим ядерным взрывом.

Основных аргументов у автором статьи два. Первый – это активность изотопов в жидком ксеноне, которая был зарегистрирована на череповецкой фабрике по сжижению воздуха. Днем 29 апреля через 83 часа после аварии отношение активностей изотопов 133Xe/133mXe составило около 44,5± 5,5. Физики смоделировали процессы, происходящие в реакторе, и получили, что мощность первоначального взрыва должна была находиться в диапазоне от 25 до 160 тонн тротилового эквивалента.

В качестве второго доказательства своей теории они приводят моделирование метеорологических условий над европейской территорией после взрыва. В результате они показали, что наблюдаемые активности изотопов ксенона, отмеченные на череповецкой фабрике, могли наблюдаться только если во время взрыва они попали на высоту около 3 км, а попадание на такую высоту мог обеспечить только ядерный взрыв мощностью 75 тонн в тротиловом эквиваленте.

Так же они приводят косвенные доказательства своей теории. Так, после взрыва в ядре реактора исчезла серпентиновая плита, находящаяся в железной оболочке толщиной около 4 см, которую могли расплавить потоки высокотемпературной плазмы, образующиеся во время ядерного взрыва. К косвенным доказательствам относятся и свидетельства очевидцев, которые говорят, что видели яркую голубую вспышку над реактором.

Однако заместитель директора Института безопасного развития атомной энергетики РАН профессор Рафаэль Арутюнян не спешит соглашаться с выводами шведских физиков. По его словам, оценка в 75 тонн вызывает большие сомнения, так как эта цифра получена путем анализа косвенных данных. Большинство оценок сошлись на 2-3 тоннах тротилового эквивалента, а при взрыве силой 75 тонн реактор был бы разрушен полностью